Евгения (shousha) wrote,
Евгения
shousha

Categories:

Квасок "с червячком" ;-)

Вот вчера обсуждали мы вопросы квасопития с romaya, и вспомнила я одну занятную историйку. Ну а поскольку журнал у нее закрытый, а историйкой хотелось бы поделиться, то вот, решила написать ее здесь.
Уж не знаю, слышали ли вы это выражение, про квасок "с червячком". Для тех, кто не слышал, поясняю: так говорят про очень вкусный квас.
А помните ли вы, уважаемые други, как появилось это выражение?
До конца восьмидесятых годов квас продавался на улице, либо в желтых металлических бочках на колесах (сейчас такие можно видеть, преимущественно, в южных городах, в Москве не видела уже очень много лет), либо в ларьках "Пиво-воды", куда он завозился такими же бочками. Был этот квас удивительно вкусным, и народная любовь к нему была столь велика, что люди с бидонами, канистрами и банками начинали занимать очередь за ним с раннего утра, еще до того, как привезут наполненную на заводе ночью бочку на торговую точку. Очереди были столь длинными, что стояли зачастую по полтора-два часа. Квас в такой бочке, увы, кончался очень быстро: ведь покупали-то не кружечку, а сразу три-шесть литров.
Все изменилось буквально за один жаркий летний месяц, к сожалению, не помню точно какого года. Но факт, что произошло это до августовского путча: к тому времени на улицах уже невозможно было встретить бочку с квасом...
Причина была проста: сначала по Москве, а потом и по стране пронесся слух, что в бочковом квасе обнаружили опасные бактерии и даже... колонии червей! Каких червей - никто не уточнял, и если "опасная бактерия" на слух звучит не так уж и страшно, поскольку их не разглядишь, то страх перед "червями" преследует практически всех - а вдруг глистами заразишься? Поэтому всего через пару-тройку недель очереди перед бочками уже исчезли, а вскоре с улиц испарились и сами бочки с неликвидным квасом.
Собственно, я знаю две версии происхождения слуха.
1. Рекламная.
Если кто помнит, компания "ПепсиКо" торговала своей продукцией, собственно "Пепси-Колой" и "Фантой", и в Советском Союзе. Однако, как раз в это время на рынок страны пришел ее главный конкурент - "Кока-Кола". Осмотревшись в стране победившего социализма, ее менеджеры обнаружили, что здесь их основным противником является вовсе не "ПепсиКо", а вовсе даже обычный русский квас: летом продажи всех прохладительных напитков, включая исконно советские "Тархун" и "Байкал", падали почти до нуля по сравнению с зимним сезоном, поскольку народ массово переходил на квас.
Впарить нам, что "Кока-Кола" или даже уже привычная "Пепси", чем-то лучше кваса, оказалось невозможно - русского в этом не убедишь. Тем более, что и тогда уже все прекрасно понимали, что за пакость "Пепси", и от "Коки" так же не ожидали ничего хорошего. Давить на модность и некую элитарность потребления "Коки" (основная рекламная стратегия компании) оказалось неэффективно: народ опять-таки посчитал, что раз модно и элитарно, вот на вечеринки, так и быть, будем покупать несколько бутылочек, а в остальное время - по-прежнему кваском пробавляемся. Ну и сколько их, вечеринок-то? В год-то?
Квас надо было как-то скомпрометировать. Но как скомпрометируешь сам по себе прекрасный напиток, уважение и любовь к которому в крови уже десятки поколений? Решили ударить по "слабому звену" - по хранению и перевозке кваса в бочках (поскольку придраться к технологии производства было невозможно: в СССР она соблюдалась крайне жестко). И вбросили на рынок слух, что бочки эти, в которые квас заливался через обычное отверстие с лючком, как у железнодорожных цистерн, не моются вообще или моются крайне редко, стерилизовать их очень трудно, поэтому за годы службы в них развелось море "опасных бактерий" и даже обнаружили... ага, вы правильно поняли, "колонии червей".
2. Лингвистическая.
Якобы в каком-то городе на Кавказе или в Закавказье квас производства местного комбината отличался на редкость мерзостным вкусом. Грешили на местную воду (известно, что вкус кваса, так же как и пива, во многом зависят от воды). То ли местное русское население, то ли кто-то из "отцов города" в конце концов не выдержали и потребовали СЭС проверить производство кваса. И СЭС действительно обнаружила в квасе червей (точнее, личинки мух), но уже дохлых, разумеется.
Дело было вот в чем. Освоили производство кваса в городе относительно недавно, главным технологом комбината был местный, закончивший местный же пищевой институт. Русский он знал очень плохо, вероятно, получил свой пост по большому блату. И при переводе рецептуры кваса спутал слова "зачерствевший" и "гнилой" (черный хлеб) - для него они были неразличимы и означали одно и то же: "испорченный хлеб".
Технолога сняли, производство наладили, но слух уже пошел гулять, искажаясь до неузнаваемости.
Эти две версии знала я, но, когда пришла вчера после разговора с romaya домой и в разговоре с мамой припомнила про квасок "с червячком", мама рассказала мне еще одну, которую помнит она.
3. Потребительская.
Как раз в то время активно разгоралась компания по выработке и принятию Верховным советом СССР Закона о правах потребителей. Дело было совершенно новое и очень важное: существовавшие правила предъявления претензий к качеству товаров и услуг очень устарели и потому, что регламентировали отношения потребителя и продавца, никак не касаясь производителя, и потому, что на рынке появились новые действующие лица в виде кооперативов и хозрасчетных коллективов, и потому, что никак не касались множества совершенно новых товаров, например, тех же появившихся недавно видеомагнитофонов. К тому же в будущем Законе власть видела реальный рычаг воздействия на бракоделов: если кто помнит, перманентно шедшая на протяжении всего существования социалистического общества "борьба за качество" не приводила ни к каким результатам.
Так что в те времена стихийно возникавшие общества за права потребителей росли, как грибы после дождя, и у всех на слуху был поразительный для советского человека случай, произошедший, если не ошибаюсь, в 1989 году, когда автовладельцу удалось через суд добиться замены своих бракованных "Жигулей" и отсудить у монстра советского машиностроения, ВАЗа, компенсации за моральный и материальный ущерб!
Так вот, по этой версии некая дама, купив квас, обнаружила в нем червяка. Как он туда попал - история умалчивает. Но дама обратилась в одно из новосозданных обществ по защите прав потребителей, и оно решило "раскрутить" эту историю.

С тех пор прошло много лет, подавляющее большинство граждан давно пьет квас из пластиковых бутылок и алюминиевых банок, но квасок "с червячком" не забывается.
Теперь это выражение, что забавно, полностью сменило свой знак. "С червячком" - это похвала квасу, образное выражение, обозначающее, что квас такой же вкусный, как тот, позабытый советский, из желтых бочек с красно-коричневой трафаретной надписью "КВАС" на боку, с медным краником.
А еще это выражение стало широко использоваться в "разводках" иностранцев на "рашен экзотик". Теперь многие, угостив кваском приехавшего в Россию туриста или сотрудника, подшучивают над ним, рассказывая, что особый вкус квасу придают специальные червячки, которые в нем живут...
Tags: Воспоминания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments